Коробка переключения передач (КПП) предназначена в основном для разгона. На современном автомобиле максимальный крутящийся момент достигается при высоких оборотах двигателя (в основном это касается бензиновых моторов), поэтому включение более пониженной передачи даст более интенсивный разгон. Также включение какой-либо из передач без открытия подачи топлива даст возможность тормозить двигателем.
Движение начинается с первой передачи. Происходит это следующим образом. Выжимается сцепление, затем включается первая передача. Потом одновременно отпускается сцепление и нажимается педаль «газа», автомобиль должен начать трогаться. У начинающих водителей здесь начинаются проблемы, потому что необходимо научиться, во-первых, правильно дозировать подачу топлива, во-вторых, педаль сцепление отпускать плавно, в-третьих, нужно прочувствовать момент, когда сцепление начинает «схватывать». Поэтому разберем самые распространенные ошибки.
1) Колеса машины срываются в букс. В этом случае была сильна нажата педаль газа. При повторных попытках попробуйте меньше нажимать правую педаль.
2) Автомобиль дергается во время разгона. Сцепление выжималось очень быстро. В следующий раз отпускайте левую педаль более плавно.
3) Глохнет двигатель. В этом случае недостаточно крутящегося момента на колесах. Давайте побольше «газку».
4) Двигатель сильно «ревет». Тоже распространенная ошибка начинающих автолюбителей. Это связано сразу с двумя педалями. В момент когда вы отпускаете педаль сцепления и оно еще не «схватило», вы добавляете газу, обороту двигателя повышается и громкость мотора увеличивается. В данном случае, чтобы такого не происходило, необходимо начинать добавлять «газу» позже. Т.е. сначала отпускаете сцепление до определенного момента, чтобы мотор не заглох, а затем начинайте плавно нажимать педаль «газа», не забывая при этом про педаль сцепления.
Чтобы научиться хорошо управлять машиной, такие действия необходимо довести до автоматизма. Поэтому побольше практики, и что самое главное, не смотрите на педали и рычаг коробки передач, ваш взгляд должен быть устремлен на дорогу.
Здесь сложности не должно возникать. При наборе определенной скорости отпускается педаль подачи топлива, выжимается полностью сцепление, переключается передача, сцепление отпускается и нажимается педаль «газа». Немного разгоняетесь, и таким же образом переключаете следующие передачи.
Передача в большинстве случаев (при спокойном вождении) выбирается таким образом, чтобы обороты двигателя были в пределах 2000 — 3000 об/мин по тахометру. В таком режиме мотор автомобиля лучше всего себя чувствует. При езде «в натяг» (показания тахометра меньше 2000 об/мин) и при повышенных оборотах износ двигателя повышается и уменьшается его ресурс, кроме того, увеличивается расход топлива. В добавок ко всему этому, при пониженных оборотах разгон становится вялым, а при повышенных — педаль «газа» становится более чувствительной, а поведение автомобиля - «дерганым».
Но не зря тахометр проградуирован от 0 до 8000 об/ мин, поэтому разберем режимы движения, при которых необходимо использовать весь потенциал двигателя автомобиля.
1) Интенсивный разгон. Максимальный крутящийся момент большинства современных бензиновых двигателей достигается при высоких оборотах. Поэтому, если вам необходимо быстрое ускорение, следует «воткнуть» более низшую передачу. Очень часто такое бывает необходимым при обгоне на оживленной дороге.
2) Движение в гору. В этом случае более повышенные обороты (до 3000 - 4000 об/мин, в зависимости от крутизны горы и загруженности машины) пойдут на пользу вашему двигателю, так как движение «в натяг» в данном случае будет вреднее. О необходимости понизить передачу вам расскажет сам автомобиль: если при преодолении подъема небольшое увеличение подачи топлива не дает результата и начинается замедление, то передачу лучше всего переключить.
3) При движении автомобиля под гору для экономии топлива можно переключиться на повышенную.
4) Экономия топлива. Можно сэкономить примерно литр топлива на 100 км, если ездить на пониженных оборотах по ровным участкам дороги. Но это не даст эффекта, если «давить на педальку», потому что расход бензина зависит не от выбора передачи, а от степени открытия дроссельной заслонки. Но минусов от такой экономии больше, чем плюсов. Во-первых, у двигателя появляется так называемое «масляное голодание». Во-вторых, если перебарщивать, двигатель будет часто работать «в натяг» и ресурс его уменьшится. В-третьих, надо чаще работать рычагом КПП. В-четвертых, генератор будет давать меньше зарядки на аккумулятор, уменьшается его срок службы. Так что литр топлива на фоне этих недостатков уже не кажется большой выгодой.
5) Движение с непостоянной скоростью. При движении в оживленном городе иногда возникает такая ситуация, когда скорость потока машин непостоянна, и чтобы не «дергать» постоянно рычаг коробки, у некоторых водителей стрелка тахометра находится в зоне от 1500 до 3500, и порой до 4000 об/мин. В таком случае вы меньше устаете, получаете удовольствие от вождения и двигатель себя чувствует тоже довольно-таки неплохо.
6) Предотвращение пробуксовки колес в зимний период. На скользкой дороге колеса легко срываются в букс, поэтому им необходимо сообщить меньший момент. Это достигается более ранним переключением на высшую передачу.
7) Агрессивное вождение. Отличается тем, что автомобилист такого стиля позже переключается на высшие передачи, стрелка тахометра лежит в диапазоне 3000 — 5000 об/мин. К преимуществам такого стиля является динамичное ускорение, готовность «выстрелить» в любой момент. К недостатком — дерганье автомобиля, повышенный расход топлива, увеличенный масляной аппетит, уменьшение ресурса двигателя.
8) Спокойное вождение. Спокойный стиль вождения — это плавные ускорения с очень дозированными усилиями на педаль подачи топлива, нога буквально чуть-чуть касается правой педали. Обороты двигателя держаться в районе 1500 — 2500 об/мин, передачи переключаются раньше. Недостаток такого стиля — медленные ускорения.
9) Смешанный стиль (профессиональный). Опытный водитель, знающий, когда можно «притопить», а когда переключится на высшую передачу, держит стрелку тахометра во всем диапазоне, от 1000 до 6000 об/мин, причем в большинстве случаев она находится на 2000 — 3000 об/мин, реже 1500 — 3500 об/мин, очень в редких случаях стрелка доходит до 6000 об/мин и никогда не переваливает за красную зону (больше 7000 об/мин).
9) Торможение двигателем. Профессиональный водитель редко ездит на «нейтралке», он постоянно использует торможение двигателем. Это ему экономит топливо (моментальный расход топлива уменьшается до 0 л/100 км), меньше изнашиваются колодки (на тормоза меньше нажимает), и экономит силы (нет необходимости выжимать сцепление и переключаться на нейтраль лишний раз). Торможение двигателем может помощь в экстренной ситуации, когда отказали тормоза. В этом случае следует включить пониженную передачу в МКПП.
10) Остановка. Непосредственно перед остановкой (когда обороты будут менее 1500 об/мин) выжимается сцепление, чтобы двигатель не заглох. Затем, если вы сразу не стали трогаться, переводится рычаг коробки передач в нейтральное положение и опускается педаль сцепления.
Управление автомобилем с механической коробкой передач для новичков всегда кажется чем-то тяжелым и страшным, но когда вы полностью в совершенстве ей овладеете, вам не захочется пересаживаться на машину с автоматом. Не даром гонщики и просто заядлые автомобилисты не представляют себе автомобиль не «на ручке», с механикой ты ощущаешь полный контроль над автомобилем и дорожной обстановкой.
Обгон – один из сложных и опасных маневров. Малейшая ошибка может нанести вред не только жизни водителя, но и пешеходам.
Читать далее...Как управлять автомобилем с МКПП. Трогание с места, когда и как переключать передачи.
Читать далее...Гонщик
Сцепление полностью выжимайте, чтобы коробку не поломать!
ЛАРИСА
КОНЕЧНО ИЗНАЧАЛЬНО СЛОЖНО НА МЕХАНИКЕ-НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО -КОГДА ОСВОИШЬ!
Галина
зато на автомате проще!
асель
Здравствуйте.я новичок.подскажите подробно последовательно как двигаться на поворотах,(сцепление)и в пробках,спасибо.