Главная > Авто > Слабые и сильные стороны вариатора

Сколько ходит вариатор?

Вариатор - это вид трансмиссии с внешним мозговым центром, на который возложено управление механической составляющей. Последняя необходима для выбора оптимальных передаточных чисел, в зависимости от нагрузок и оборотов двигателя. Тем самым достигается эффективная реализация всего мощностного потенциала двигателя.

Клиноременная передача

В основе большинства современных автомобильных вариаторов — клиноременная передача. Клиноременной вариатор состоит из нескольких (одной или двух) ременных передач, где шкивы образованы коническими дисками, за счет сдвигания и раздвигания которых изменяются диаметр шкивов и, соответственно, передаточное число. Разные фирмы разработали свою конструкцию клиноременного вариатора, в трансмиссии Multitronic вместо ремня применяют цепь, а Honda ставит набранный из металлических пластин ремень, но принцип не меняется.

Для трогания автомобиля с места используется обычное сцепление или небольшой гидротрансформатор, который после начала движения блокируется. Управление дисками шкивов осуществляет электронная система из сервоприводов, блока управления и датчиков.

Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше от центра шкива. Ведомый шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя - тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу.

Тороидный вариатор

Иначе устроен тороидный вариатор - он состоит из соосных дисков и роликов, передающих момент от одного диска к другому. Для изменения передаточного числа меняются положение роликов и их радиусы, по которым ролики обкатывают диски. И поскольку все усилие сосредоточено в пятне контакта, то для поворота роликов должны использоваться особые устройства, способные преодолевать силу прижатия ролика к диску.

Комбинированная трансмиссия

CVT, установленная на автомобиле Toyota Prius, разработчики назвали PSD (Power Split Device, устройство распределения мощности, «трёхходовая муфта»). Построено PSD на основе планетарной передачи, где с «солнцем» соединён генератор, «водило сателлитов» соединено с двигателем, а «коронная шестерня» — с электромотором и колёсами. Поскольку соотношение диаметров (числа зубьев) шестерён планетарной передачи постоянное, планетарная передача делит крутящий момент двигателя внутреннего сгорания в постоянном отношении. Однако мотор-генератор, соединённый с «солнцем» планетарной передачи, может быть больше или меньше нагружен электрическим током.

Управляет этим процессом контроллер гибридной системы автомобиля. Момент торможения и, соответственно, обороты генератора могут изменяться в широких пределах (от −6000 об/мин до +6000 об/мин), то есть генератор может работать и как электромотор. Поэтому скорость вращения колёс автомобиля изменяется плавно, бесступенчато. При этом мощность, получаемая генератором, не пропадает — в виде электрической энергии она поступает на «тяговый» электромотор и, объединяя усилия с моментом двигателя, приводит в движение автомобиль. Такой гибридный привод в целом называется гибридный синергетический привод.

Слабыми местами автомобильных вариаторов являются: для клиноременного - ремни, для тороидного - пятно контакта диска и ролика, где сила давления достигает 10 тонн. Поэтому применяются специальные высокотехнологичные материалы, что делает надежность вариаторов высокой, близкой к надежности коробок "автомат".

Из-за нагрузок на ремень или пятно контакта вариаторы не могут работать с двигателями большой мощности и на автомобилях для перевозки грузов. Если для грузовиков вариаторы непригодны, то для легковых машин приемлемы, и здесь у бесступенчатых трансмиссий будущее, тем более технологии не стоят на месте.

Статьи по теме:

Как бы ни было старшее поколение против появления новых гаджетов, как бы ни было сложно им их осваивать, есть один существенный момент, который даже людям старшего водительского поколения необходимо понять и принять... Читать далее...

 

Вот и пришла пора менять права. Проведем исследование - попробуем поменять права, и заодно проверим, как это все работает. Ведь бюрократизм в России трудно победить, как бы этого и не пытались добиться наши дорогие чиновники. Или только делают вид?

Читать далее...

Самостоятельная тонировка стекол автомобиля, два способа тонировки. Инструмент, который понадобится при тонировке, подготовительные операции, методика тонировки

Читать далее...

Большое разнообразие гаджетов и дополнительных устройств для автомобиля позволяет облегчить вождение и сделать его комфортным для водителя и пассажиров. Ниже вы найдете краткую характеристику самых популярных из них.

Читать далее...

    Покупая поддержанный автомобиль, будущие авто владельцы желают знать всё о покупаемом авто транспорте. Информацию, которая касается железного коня можно получить, используя различные методы. Полученная информация позволяет более детально изучить его историю.

Читать далее...

Оставьте ваш комментарий:

captcha